Эректильная дисфункция: распространенность, причины, лечение

Эректильная дисфункция (ЭД) — неспособность достигать и поддерживать то качество эрекции, которое необходимо для полноценного секса. Разовые трудности с эрекцией совсем не обязательно говорят об ЭД. Время от времени они случаются у всех, беспокоиться не о чем. Эректильная дисфункция — это когда проблема становится постоянной.

Что делать, если достигать эрекции или поддерживать ее на должном уровне не получается долгое время?

Во-первых, осознать, что вы не одиноки. ЭД очень распространена. Авторитетное исследование 1994 годаi показало, что с ней в той или иной форме в течение жизни сталкиваются 52% мужчин. В этой же работе было показано, что чем старше мужчина, тем выше вероятность возникновения ЭД. Авторы другого, недавно опубликованного обзораii пришли к выводу, что с ЭД сталкиваются около трети мужчин. Причины нарушения эрекции, механизм развития ЭД достаточно хорошо изучены. И проблема в большинстве случаев может быть решена полностью или скорректирована.

Во-вторых, обратиться к урологу-андрологу. Самостоятельное использование таблеток «для эрекции» — не лучший вариант. Только врач может разобраться в причинах дисфункции и назначить оптимальное лечение. К тому же, ЭД может быть проявлением серьезных заболеваний, которые важно вовремя выявить. Так, проблемы с эрекцией могут быть первым тревожным сигналом неполадок в работе сердца и сосудов. Этот сигнал очень важно не пропустить!

Причины

Каков механизм эрекции? Когда мужчина испытывает сексуальное возбуждение, в организме выделяются химические вещества, увеличивающие приток крови к пенису. Одновременно расслабляются мышцы полового члена. В результате кровь заполняет две цилиндрические камеры, которые проходят по всей длине пениса и называются пещеристыми (кавернозными) телами. Под давлением крови пенис становится твердым, возникает эрекция.

Рисунок 1. Механизм эрекции

В сложном процессе сексуального возбуждения участвуют мозг, нервы, кровеносные сосуды, гормоны и мышцы. Если на каком-то этапе этого процесса возникают проблемы (особенно критичны сосудистые нарушения и нарушения нервной системы), эрекция не наступает. Кроме физиологических причин эректильную дисфункцию могут вызвать стресс и психоэмоциональные проблемы.

Иногда к ЭД приводит сочетание физических и психологических проблем. Например, определенное физическое состояние замедляет эрекцию. Тут же рождается беспокойство по поводу ее поддержания, усугубляя ситуацию.

Физические причины эректильной дисфункции

• Заболевания сердца.
  • Атеросклероз — хронические заболевание, связанное с образованием холестериновых бляшек на стенках крупных сосудов.
  • Гипертоническая болезнь.
  • Сахарный диабет.
  • Ожирение.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Рассеянный склероз.
  • Болезнь Пейрони — заболевание, связанное с разрастанием фиброзной ткани внутри полового члена.
  • Операции и травмы в области таза или затрагивающие спинной мозг (особенно если они повреждают нервы или артерии, участвующие в процессе эрекции).
  • Низкий уровень тестостерона.

Кроме того, к развитию эректильной дисфункции может привести прием некоторых лекарств (антигистаминных препаратов, антидепрессантов, препаратов для нормализации артериального давления и др.), курение, злоупотребление алкоголем, употребление психоактивных веществ.

Психологические причины

Мозг играет ключевую роль в запуске физиологического процесса эрекции. Ряд психоэмоциональных состояний может мешать сексуальным ощущениям и вызывать или усугублять эректильную дисфункцию:

• депрессия, тревожность или другие психические расстройства;
  • стресс;
  • проблемы в отношениях.

Возраст и эрекция

Есть мужчины, которые сохраняют отличную эрекцию до самых преклонных лет. Но у большинства с возрастом на ее достижение может уходить больше времени. Вместе с тем ухудшается качество эрекции. Это естественный процесс. С годами риск ЭД увеличивается — в организме накапливаются нарушения, хронические заболевания. Однако и молодые мужчины сталкиваются с эректильной дисфункции. Исследование, опубликованное в The Journal of Sexual Medicineiii, показало, что ЭД затрагивает около 26% мужчин младше 40 лет.

Лечение эректильной дисфункции

ЭД не представляет угрозы для жизни мужчины (если не вызвана серьезными заболеваниями), но серьезно снижает ее качество. Неудовлетворенность сексом, стресс или тревога, снижение самооценки, проблемы в отношениях с партнершей — все это частые последствия трудностей с эрекцией. Кроме того, ЭД может стать причиной бесплодия в паре.

Поэтому, столкнувшись с нарушениями эрекции, необходимо обратиться к врачу. Возможности для восстановления (или значительного улучшения) эректильной функции у современной медицины есть. Какие из них использовать, уролог-андролог определяет индивидуально по результатам обследования.

Во многих случаях для диагностики ЭД и разработки тактики лечения врачу достаточно осмотра и беседы с пациентом (изучения анамнеза). При наличии заболеваний или подозрении на них врач назначает дополнительные анализы и может направить на консультацию к другому специалисту. Обследование может включать анализы крови и мочи, УЗ-исследования и т.д.

В зависимости от причины эректильной дисфункции и состояния здоровья могут быть назначены разные варианты лечения. Во многих случаях показано комплексная терапия. Если основной причиной ЭД является заболевание, для восстановления или улучшения эректильной функции необходимо его лечение.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты подбираются индивидуально, с учетом причин ЭД, индивидуальных особенностей, основных и сопутствующих заболеваний. Существует современные препараты, которые способны обеспечить нормальную эрекцию при многих формах ЭД (в том числе при низких показателях тестостерона).

Важно! Нельзя принимать какие-либо лекарства без назначения врача. Препараты не работают одинаково для всех и могут быть менее эффективными при определенных состояниях, например, после операции на предстательной железе или при диабете. Кроме того, у лекарств есть побочные эффекты и противопоказания.

Изменение образа жизни

Отказ от курения и сведение к минимуму употребления алкоголя в любом случае положительно отражаются на общем состоянии здоровья и могут улучшить качество эрекции. Если у мужчины есть лишний вес или он ведет малоподвижный образ жизни, ему показана физическая активность и изменение рациона.

В 2018 году был опубликован обзорiv, который показал, что 160 минут физической активности в неделю в течение 6 месяцев могут помочь уменьшить проявления ЭД при ожирении, малоподвижном образе жизни, высоком артериальном давлении.

Психотерапия

Если основной причиной ЭД стали негативные психологические факторы, то для их уменьшения или полного устранения может быть показана работа с психологом (в идеале — с сексологом). Сеансы психотерапии, индивидуальные или вместе с партнершей, позволяют сократить или полностью устранить страхи, сомнения и тревоги. Оптимальную программу терапии подбирает специалист.

ЛОД-терапия

Этот метод заключается в применении специальных устройств (по сути — помп для пениса), которые создают отрицательное давление, вызывающее приток крови в кавернозные тела.

Хирургическое лечение

Применяется очень редко — при нецелесообразности консервативных методов, или когда они не дают желаемого результата.

Новые методы лечения эректильной дисфункции

Поиск эффективных и безопасных способов восстановления эрекции не прекращается. Сейчас активно ведутся исследования нескольких инновационных методов лечения ЭД. Среди них интракавернозная инъекция стволовых клеток и ударно-волновая терапия (УВТ).

Ударно-волновая терапия заключается в воздействии на ткани полового члена акустических волн низкой интенсивности. Этот метод пока используется немногими клиниками, в нашем медицинском центре УВТ для лечения эректильной дисфункции применяется уже несколько лет. Накоплено достаточно данныхv о эффективности УВТ при ЭД, связанной с сосудистыми нарушениями. УВТ безопасна и не имеет побочных эффектов (в отличие от медикаментозной терапии). Ее можно использовать в комплексной терапии. Мой профессиональный опыт успешного применения УВТ позволяет рекомендовать этот метод пациентам с эректильной дисфункцией васкулогенной природы, т.е. обусловленной сосудистыми нарушениями.

Рисунок 2. Аппарат для лечения эректильной дисфункции методом ударно-волновой терапии

Столкнувшись с нарушениями эрекции, обратитесь к врачу. Эректильная дисфункция — распространенная, хорошо изученная и решаемая проблема.

i H A Feldman 1, I Goldstein, D G Hatzichristou, R J Krane, J B McKinlay. Impotence and its medical and psychosocial correlates: results of the Massachusetts Male Aging Study. J. Urol. 1994 Jan;151(1):54-61.

ii Helle Gerbild, Camilla Marie Larsen, Christian Graugaard, Kristina Areskoug Josefsson. Physical Activity to Improve Erectile Function: A Systematic Review of Intervention Studies. J. Sex Med. 2018 Jun; 6(2):75-89.

ii Paolo Capogrosso, Michele Colicchia, Eugenio Ventimiglia, Rocco Damiano et.al. One Patient Out of Four with Newly Diagnosed Erectile Dysfunction Is a Young Man—Worrisome Picture from the Everyday Clinical Practice. J. Sex Med. 2013 Jul; 10(7).

iv Helle Gerbild, Camilla Marie Larsen, Christian Graugaard and Kristina Areskoug Josefsson. Physical Activity to Improve Erectile Function: A Systematic Review of Intervention Studies. J. Sex Med. 2018 Jun; 6(2): 75–89.

v Vardi Y., Appel B., Kilchevsky A., Gruenwald I. Does low-intensity extracorporeal shock wave therapy have a physiological effect on erectile function? Short-term results of a randomized, double-blind sham controlled study. J. Urol. 2012;187:1769 / Reisman Y., Hind A., Varaneckas A., Motil I. Initial experience with linear focused shockwave treatment for erectile disfunction: A 6-month follow-up pilot study. Int. J. Impot. Res. 2015; 27 (3):108-12 / Reisman Y., Hind A., Varaneckas A., Motil I. Efficacy and Safety of Linear Focused Shockwaves for erectile Dysfunction (RENOVA) –A Second Generation Technology for Sexual Medcine, on August 29th 2013, Cancun, Mexico.