Почему болят яички?

Боль в яичках — одно из самых неприятных ощущений для мужчины. Даже не связанная с угрозой здоровью и жизни, она лишает сил. Но бывает, что боль сигнализирует о серьёзных заболеваниях. Что может стать причиной боли, если это не очевидная реакция на механическое воздействие? Как понять, насколько опасен конкретный случай?

Яички или семенники — парный орган, в котором образуются сперматозоиды и вырабатывается гормон тестостерон. Вместилищем для яичек служит мошонка — специальный мешок, который обеспечивает яичкам более низкую температуру, чем температура всего тела. Относительная прохлада важна, потому что температура выше 37 градусов плохо отражается на выработке половых клеток.

Боль в мошонке или боль в яичках бывает кратковременной и длительной, односторонней и двусторонней, может возникать резко или развиваться постепенно. Ещё выделяют прямую и отражённую боль. Отражённая — вызванная процессами в других органах, но отдающая в мошонку.

Травмы, механические повреждения

Мошонка, в которой располагаются яички, по сути представляет собой складку их кожи. Семенники не ограждены от внешних воздействий мышцами и костями, поэтому их легко травмировать. Травмы и повреждения возможны во время занятий спортом, при драке, просто в быту. Прямой удар по яичкам вызывает сильнейшую боль, которая отдаёт в живот. Обычно за несколько минут боль утихает, а затем и проходит. Но бывает, что травмы приводят к отеку и появлению гематомы на мошонке, а боль не проходит в течение часа. Это уже серьёзная ситуация, которая может иметь последствия для здоровья мочеполовой системы.

Простатит

Простатит — воспаление предстательной железы (простаты). Простата находится прямо под мочевым пузырём. Простатит бывает острым бактериальным, хроническим бактериальным и хроническим небактериальным. Для любой формы боль в мошонке не является основным симптомом, она сопровождается другими признаками воспалительного процесса:

• нарушения мочеиспускания (болью и жжением, частыми позывами помочиться, затруднённым мочеиспусканием);
  • помутнением мочи, изменением её цвета;
  • болезненной эякуляцией;
  • болью в пояснице, паху, внизу живота.

При остром простатите ухудшается общее состояние, оно напоминает ощущения при гриппе.

Варикоцеле

Варикоцеле — расширение вен семенного канатика, которые несут кровь к яичку. Заболевание развивается медленно. На первых порах симптомов обычно нет, и так может продолжаться долгое время. Потом начинает ощущаться дискомфорт в мошонке, затем — резкая или тупая боль, обычно с одной стороны. Боль обычно ощущается или усиливается, когда мужчина стоит и при физических нагрузках. По мере прогрессирования заболевания пациент может отмечать припухлость яичка. В некоторых случаях над яичком прощупываются извилистые вены. Если варикоцеле не лечить, оно способно привести к значительному снижению качества жизни и вызвать бесплодие.

Эпидидимит

При эпидидимите воспаляется небольшой участок на задней поверхности яичка. Воспаление вызывают инфекции, передающиеся половым путём. Боль в яичке — не единственное проявление эпидидимита. Другие возможные симптомы:

• отёк, покраснение, изменение температуры мошонки;
  • боль при мочеиспускании;
  • присутствие крови в сперме;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • выделения из полового члена;
  • боль или дискомфорт внизу живота.

Иногда у мужчины повышается температура тела.

Орхит

Орхит — воспалительный процесс в одном или обоих яичках. Воспаление может быть вызвано бактериальными инфекциями, ИППП, вирусом паротита (свинкой). При орхите яички болят и отекают. Заболевание сопровождается повышением температуры, часто бывают тошнота и рвота. Если орхит не лечить, яички могут атрофироваться, что приводит к бесплодию.

Перекрут яичка

Яичко может повернуться вокруг своей оси и пережать семенной канатик. Это приводит к ухудшению кровотока. При этом внезапно возникает сильная боль в мошонке. Кроме боли появляются другие симптомы: учащается мочеиспускание, яичко находится в странном положении, мошонка отекает, начинается тошнота и рвота, болит живот, повышается температура тела. Что вызывает перекрут, точно неизвестно. Возможно, причина в травме или наследственности. Известно, что чаще всего яичко перекручивается в юном возрасте — с 12 до 18 лет.

Существуют другие возможные причины боли в яичках: гидроцеле (скопление жидкости в оболочке яичка), сперматоцеле (киста со спермой в придатке яичка). Кроме того, яичко мошонка может болеть из-за паховой грыжи и при сахарном диабете.

Что делать, если болит мошонка? После удара по мошонке сразу бежать к врачу не нужно. Но если боль долго не проходит или появляются другие симптомы, необходимо обратиться за медицинской помощью. Если никакого удара не было, к урологу нужно записаться, не ожидая, что всё пройдёт само. Врач проведёт необходимую диагностику, а затем назначит лечение или направит к другому специалисту.